Поиск по этому блогу

2018-04-02

Наше зверьё

17. Наше  зверьё



«В тихий час, когда заря над крышей,

Как котёнок моет лапой рот…»

(С.Есенин)

       Эта главка написана под впечатлением публикаций И.М.Дмитренко.*) Из всего написанного и опубликованного им в последние годы мне больше всего по душе страницы , посвящённые его «четвероногим друзьям» Особенно есенинские слова, взятые Игорем Михайловичем в качестве эпиграфа - «И зверьё , как братьев наших меньших, Никогда не бил по головам..»
Я отнюдь не такой зоофил , как он. К «братьям нашим меньшим» отношусь спокойно : есть они в доме - хорошо, не скучно; нет – тоже не плохо, спокойно… Этого не скажешь о моих близких - жене ( Люсе, Людмиле Абрамовне), сыне (Андрюше, Андрее Викторовиче) и внучке ( Насте, Анастасии Андреевне). Все они - Еременко, но любовь к «четвероногим друзьям» унаследовали от родителей Людмилы - Анастасии Георгиевны и Абрама Борисовича Теверовских. В этой семье ко времени моего появления в ней сохранились воспоминания о том, как трёхлетняя Люся становилась на колени и лакала молоко из кошачьего блюдечка, пытаясь научить подаренного ей котёнка кушать - личным примером. Правда , в ту пору у неё самой никакого аппетита не было, что ужасно расстраивало её маму, познавшую , что такое голод и в России ( она уроженка города Железноводска Ставропольского края), и в Украине. А Люсю, родившуюся в ноябре 1931 года , родители уберегли от страшного голода 1932-1933 годов. Она даже вкус каких-то замечательных , тех времён конфет «Бон-бон» вспоминает до сих пор. А в те годы от своих щедрот подкармливала не только своего котёнка, но и дворовых собак и кошек. ( Удивительно, как они пережили голодомор? Я имею в виду и чету Теверовских , которым было : Нате - 22, а Абраше - 19 лет, и собак с кошками…)
Фотографий , зафиксировавших общение Люси с «братьями меньшими» в те годы в Харькове не сохранилось, Но я уверен, что она «никогда не била их полове». Свидетельство тому фотография, на которой четырёхлетняя Люся со здоровенным дворовым сен-бернаром в городе Железноводске, где проживали Люсины дедушка с бабушкой _ Егор и Акулина (баба Куля). Они очень любили свою первую внучку. В этом мне пришлось убедиться гораздо позже, когда Акулина Ильинична возмущалась поведение нашего двухлетнего сына Андрейки : «Ну не даёт ей ( Люсе) выспаться!...» Старалась всеми доступными ей способами помочь любимой внучке Люсе.
Кстати тремя –четырьмя годами ранее, Акулина Ильинична очень убивалась по поводу решения Люси выйти за меня замуж. Никак не могла понять зачем крепкой, в то время пышущей здоровьем , преуспевающей в спорте Люсе такой заморыш , как я « Хороший мальчик - причитала баба Куля _ но такой худой…» . И с сомнением покачивала головой, заранее сочувствуя Люсе.
Как раз в годы моего ухаживания за будущей невестой в доме у неё появились новые четвероногие друзья. В старом здании физико-математического факультета Университета по улице Университетской, где мы учились ( изредка посещая лекции в перерывах между спортивными тренировками), Люся подобрала махонького, жалкого, грязнющего, полного блох котёнка. Отмыв , вылечив и откормив его , получила пушистого, красивого и боевого кота, которого нарекла Мурзиком. Его вскоре полюбили все соседи большой коммунальной квартиры, состоящей из восьми комнат : Мурзик успешно охотился на мышей, но не ел их, а приносил хозяйке именно той комнаты , в которой он мышь поймал. К сожалению, он не прочь был поохотиться и на птичек и однажды на балконе таки преуспел : схватил ласточку и сожрал. Чем вызвал возмущение Абрама Борисовича - моего тестя - и охлаждение отношения к себе.. Возможно с этим поступком Мурзика связано было решение лишить его «котячьего достоинства». После хирургической операции стремиться на улицу к кошкам он перестал, но игривости своей не утратил. От этой его игривости не раз страдали статуэтки и прочие хрупкие вещи семейства Теверовских. Но из-за этого кот не утратил Люсиной любви. Положение его несколько усложнилось после того, как Люсе на день рождения подарили щенка ( не я , нет!). 



*) Игорь Михайливич Дмитренко - ученик и последователь Б.И.Веркина.
Его соратник в деле «сотворения» нашего Физико-технического института
низких температур Академии Наук Украины. Он более 12 лет «тянул воз»,
будучи заместителем директора ФТИНТа. В бытность мою заместителем директора
Игорь играл роль «коренного» у нашей упряжке, а мы с Вадимом Манжелием
- роль «пристяжных». Борис Иеремиевич, конечно, - роль «кучера». 
Сейчас Игорь Михайлович - академик Национальной Академии Наук Украины,
заслуженный деятель науки и техники Украины, лауреат Государственной премии
Украины и т.д.
В книжке воспоминаний Дмитренко две части. Первая - о людях, вторая о зверях.
Как –то Игорь спросил меня о моих впечатлениях о прочитанном. Похвалив 
вторую часть, я не лестно отозвался о первой , поскольку он в характеристиках
людей использовал «национальные мотивы». Пользуясь случаем приношу свои
извинения :
«…каждый пишет, как он слышит.
Каждый слышит, 
как он дышит. Как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить…
Так природа захотела. Почему? Не наше дело. Для чего?
Не нам судить.» ( Б.Окуджава)




Это было беспородное тщедушное создание, своей беспородностью и тщедушностью напоминавшее меня самого ( может быть и подарок был с намёком?) Когда я пытался похвастать перед Люсей своими , как мне казалось, окрепшими бицепсами, то слышал от неё « Да…Уже покрепче задних лапок Тарзика». Так она назвала своего любимого щенка. В те годы во всех кинотеатрах Харькова демонстрировался западный фильм «Тарзан» с атлетически сложенным чемпионом Мира и Олимпийских игр по плаванию в главной роли. Так что имя благоприобретённой собачки резко контрастировало с её внешностью.


Как ни странно , между Мурзиком и Тарзиком не было вражды., но если щенок притрагивался к кошачьей еде, то Мурзик больше к ней не прикасался, брезговал. Вообще , кот был очень превередлив в еде, чего не скажешь о Тарзике, который быстро сообразил, что можно слопать и свою и Мурзикову порцию. Повзраслев Тарзик оказался чрезвычайно любвеобильным ( ним почему-то не поступили так жестоко, как с котом) и, насколько я помню, он погиб при невыясненных обстоятельствах. Когда же родился Андрей Викторович пришлось и Мурзиак отдать давней знакомой Теверовских - одинокой пожилой женщине и он у неё дожил до глубокой старости.


В декабре 1954 года мы с Люсей поженились и вскоре перешли на полусамостоятельное житьё ( питаться продолжали у Люсиных родителей). Поселились в махонькой комнатке, арендуемой в частном доме у подруги Анастасии Георгиевны. Одноэтажный небольшой домик, но с огромной овчаркой во дворе. С Люсей у пса с первых дней нашего проживания установились самые добрые отношения. Меня же пёс не взлюбил и явно ревновал Люсю ко мне. Всё это закончилось тем, что он таки пребольно меня укусил. Любящая жена настояла на том, чтобы я принял, на всякий случай, уколы против бешенства. Но они оказались настолько болезненными, что я после двух-трёх уколов прекратил это занятие( о чём , однако, жене не поведал). Да и не до уколов было : приближались выпускные «государственные» экзамены….


….В Киеве в течение пяти лет нам пришлось скитаться по чужим квартирам и, конечно, ни о каких четвероногих друзьях речи быть не могло ( двуногих киевских друзей у нас появилось много). Но в апреле 1961 года мы возвратились в Харьков и поселились в своей (трёхкомнатной!) КВАРТИРЕ Вскоре кто-то из соседей подарил Андрейке чудесного котёнка. Он (Андрейка) явился запыхавшись и прижимая к груди пушистый комочек.. Ну как можно было ему отказать ? Сказали только: «Да не дави ты его так, котёнку же больно…» «Нет - отвечает - я же его люблю..» Вскоре котёнок этот подрос и оказался красивой и совершенно необычной кошкой Её нарекли по инициативе Андрейки Кицелкой.. Кошка эта совсем не боялась воды : пила из крана, для этого нужно было его так открыть, чтобы текла тоненькая струйка. Пренебрегала приготовленным для неё песком, но умело пользовалась унитазом. Приходилось только удивляться, почему она никак не научится сливать воду в унитаз…..


Однако нашу Кицелку постигла беда. В один из мартовских дней она случайно забралась к соседям этажом выше , а они оказались людьми злыми и сбросили нашу кошку с пятого этажа.( что Люся посчитала проявлением антисемитизма). Кошка выжила , но повредила свой позвоночник. Больших усилий стоило выходить её. Но больше не хотелось рисковать. Это было в то время, когда нашего сына английскому языку обучала Альбина Павловна Черепанова. Кто во ФТИНТе не знает эту добрую женщину, замечательного знатока английского языка, обучившую английскому вслед за Андреем большую группу детей фтинтовских сотрудников? Те из этой группы, кто в последствие стал физиком, и обеспечили активное сотрудничество с зарубежными ведущими физическими центрами.


Так вот именно Альбина Павловна пожалела нашу Кицелку и отвезла её на ПМЖ (постоянное место жительства) в Кременчуг, где у её мамы был свой дом. Там Кицелка быстро освоилась и стала хозяйкой двора :даже собаки её побаивались…


Первые годы по возвращении в Харьков мы семьёй проводили лето на Азовском море, на окраине г.Бердянска. Вот здесь наш четырёхлетний Андрюха получал полнейшее удовольствие от общения с живностью. Наиболее близок ему по духу был огромный кабан, фотографии которого почему-то не сохранились. Зато есть фотографии Андрейки с котёнком, кроликом и петушком, которого он назвал Петей. Очень волновался сын, чтобы его петушка мама Люся не употребила бы в суп, так как цеплятами мы таки часто обедали.


Долгие годы мы старались после трагедии с Кицелкой не заводить у себя новых четвероногих друзей, помятуя об ответственности « за тех, кого приручили» (Экзепюри).


В 1972 году семья переехала в большую квартиру в доме довоенной постройки. До нас квартира была коммунальной и живности в ней было предостаточно : скреблись мышки, суетились тараканы ( или пруссаки? Коричневые такие…). Но вскоре тараканы куда-то ушли. Почему? Лишь недавно в книжке стихов для детейц Ренаты Мухи**) я нашёл объяснение :


«Жил в квартире Таракан, В щели у порога. Никого он не кусал, Никого не трогал.


Не царапал никого, Не щипал, Не жалил, И домашние его Очень уважали. Так бы прожил Таракан Жизнь со всеми в мире……Только люди завелись У него в квартире.»


Долго мы жили без зверья в доме. Но вот летом 1996 года в лесу под Харьковом, где мы отдыхали втроём (Люся , я и внучка Настенька. Ей уже было почти12 лет) мы услышали жалобный писк. Кто-то завёз в лес и выбросил совсем крохотного котёнка. Не выдержало сердце Люси, подобрала , накормила, приютила, назвала Мурышкой ( хотя сегодня чаще для простоты зовём её Маней). Котёнок в лесу не отходил от Люси с Настей ни на шаг. Забавно было наблюдать , как он ( вернее, она) выпрыгивала из высокой для неё травы, следуя за своими двуногими благодетелями. Вскоре выяснилось, что наша Маня –Мурышка больна : клещи в ушах. По-видимому, поэтому её и выбросили её прежние «друзья». Пришлось обращаться к ветеринару, вылечили. Потом оказалось, что у неё и слабые почки, поэтому Люся по сей день готовит ей особую еду, рекомендованную ветеринаром. Пришлось нашу кошку и помучить инъекциями, которые прописал ветеринар. Процедуры эти мы совершали вдвоём : я заворачивал Маню в одеяло и крепко удерживал, а Люся делала уколы. Мне кажется , что Маня ещё меня не простила. Люсе она всё простила и часто устраивается у неё на коленях. В моей постели она устраивается лишь в моё отсутствие и демонстративно покидает её при моём появлении. Сейчас Мане 10 лет, но она сохраняет игривость особенно по ночам, что при нашем не очень крепком сне (возраст!) доставляет некоторые неудобства. Но что поделаешь - общая любимица. Кошка своенравная : к Люсе очень привязана и признает её безусловное лидерство в доме. Ко мне относится терпимо, а авторитет Насти и Андрея ставит ни во что : они для неё всего лишь гости, а хозяйка в квартире - она! Но иногда и Насте удаётся приласкать Маню , но только в Манины «критические дни». В эти дни Маня особенно расположена ко мне : признает во мне мужское начало. Удивительно , но кот моих израильских друзей Дашевских во время моего визита к ним в Ашдод тоже благожелательно относился ко мне. Его хозяин ( и мой друг - Юра Дашевский) считает , что его кот просто соболезновал мне 6 его (кота, не Юру!) недавно кастрировали, а ещё раньше перенёс операцию по удалению аденомы простаты….


**) Рена (Рената) Муха - лингвист и поэт. С одинаковым успехом пишет стихи на русском и английском языках. Она наша с Людмилой ровестница. Училась в женской школе, ближайшей к моей мужской.(№82). Окончила факультет иностранных языков университета в тот же год, что и мы свой физико-математический

……Настя к кошкам расположена с малых лет. Хотя, пока она была совсем маленькой, своих кошек ( да и собак) не было, но Настя не пропускала ни одной дворовой кошки, стараясь их покормить. Очень любила в эти годы посещать с дедом Витей зоопарк, хотя и побаивалась контактов с крупными четвероногими.


Вот уж который год , как наша большая семья расщепилась на три составляющие : Настя со своей мамой Зоей живёт вблизи Института Радиофизики и Электроники, где работает Зоя, Андрей со воей второй женой Аллой - вблизи парка им.Горького, мы с Люсей - вблизи Сумского рынка. В каждой семье кошки. О нашей Мане сказано выше. Очень красивая и своенравная кошка! У Насти не менее красивая (и породистая!) кошка по имени Пуша. . У Андрея с Аллой забот полон рот : у них две кошки! Как они только уживаются. Однажды одна из них уже принесла четырёх славных котят и вместе с ними всемирную славу Андрею : его фотография с котятами была опубликована в международном шахматном журнале Chess Mail.


                                                                                 1935г. г.Железноводск. Четырёхлетняя Люся
                                                                                                        Теверовская с сен-бернаром.


 1953г. Мурзику Теверовскому уже год.




 После хирургической операции Мурзик утратил интерес к прогулкам,
                                                                                       но сохранил страсть к охоте - на мышей и птиц



 А вот и новое приобретение по имени Тарзик.




Явно из мелких дворян!
                         Демонстрация «дружбы народов»




                                                                      Лето 1961 года.. г.Бердянск. Андрей Викторович дружит с котёнком




 …… с кроликом





 …… с петушком Петей




                                На обед будут цыплята, но не Петя !…Мама Люся обещала никогда Петю не обижать


            1986г Соседский кот и наша внучка Настя - ровесники





 Лошадь ( даже, если это пони) это вам не котёнок…
Страшновато Насте.



 Фотография на обложке журнала CHESS MAIL
International Master Andrei Yeremenko and his kittens




                                                                          Так выглядит Маня – Мурышка после всех лечебных процедур.2005год : Мане – 9 лет, Люсе - 74.


                            Настя с любимой Пушей. 2005г. Насте скоро 20, Пуше -10.



                                                 Настя пытается наладить отношения с Маней-Мурышкой




                        Ладно уж… потерплю.


                                                                                2002год, Ашдод,Израиль.
                                                         В гостях у Дашевских. «Мы оба пострадали…» 



                                                                      CHESS MAIL MAGASINE : International Master Andrei Yeremenko and his kittens








                      









Курс Валют Сегодня

Комментариев нет:

Отправить комментарий

BEETHOVEN - CHOIR

Gold Prices Today