Поиск по этому блогу

2018-04-02

Поездка в Чехословакию - 1973 год

  8. Поездка в Чехословакию - 1973 год


«Слава тобі, Шафарику,
До віку і в віки,
Що злив у єдине море
Слав`янськії ріки»
(Т.Г.Шевченко)


Осенью 1975 года в словацком городе Кошице в университете имени С.Шафарика проходила международная конференция по мягким магнитным материалам и меня пригласили с докладом. Дело в том , что президентом Словацкой академии наук в те годы был Владимир Гайко, личные научные интересы которого были связаны с магнетизмом( или еще точнее – с изучением скачков Баркгаузена при намагничивании), но который большое внимание уделял организации низкотемпературных исследований. В значительной степени благодаря его усилиям в Кошице на факультете физики университета была создана лаборатория низких температур, которая сейчас успешно работает при температурах милликельвинового диапазона. В конце 60-х и начале 70-х сотрудники создаваемой в Кошицах лаборатории (Штефан Янош, Александр Фегер и др.) стажировались подолгу в нашем харьковском Физико-техническом институте низких температур, где я тогда был заместителем директора. В результате и я зачастил в Чехословакию, чаще всего в Кошице, но не пропускал конференции в Братиславе и в Праге, где в Институте физики работали известные магнитчики И.Кацер, С.Крупичка, В.Неквасил , которыми к тому времени я был хорошо знаком благодаря встречам на конференциях.
В начале 70-х наш институт посетил и академик В.Гайко , одним словом между Кошице и Харьковом завязались тесное сотрудничество, которое продолжается и по сей день. В 1975 году  В.Гайко, как президент Словацкой академии наук и директор кошицкого Института Экспериментальной физики, пригласил меня посетить академические институты в Праге, Братиславе и Кошицах. Глупо было бы отказываться от такого приглашения, тем более , что приглашал он меня с моей женой. Но к тому времени мы с Людмилой уже побывали и в Кошицах, и в Праге. Поэтому я попросил изменить приглашение так, чтобы сопровождающим был наш сын Андрей. Он заканчил десятилетку, 27-ую математическую школу. Учился совсем неплохо, но на медаль не претендовал. Примерно с тем же усердием занимался Андрей и в университете. Первый курс провел на механико-математическом факультете , потом решил облегчить себе жизнь и перешел на физический факультет. Особых трудностей не испытывал и поэтому к осенним коротким каникулам в ноябре мог себе позволить прогул еще в несколько дней. Так и порешили… Я выехал заранее в Кошице , так как приглашение было на месяц, а Андрей более 10 дней прогулять не мог. Потом я отправился в Прагу , куда и прибыл поездом Андрей Викторович. Поселились мы в доме для почетных гостей Академии ( вот Словацкой, или всей ЧССР – я так и не понял; во всяком случае, В.Гайко чувствовал себя в этом доме хозяином). Помимо чисто туристических блужданий по Праге посетили и С.Крупичку , и И. Кацера с их семьями. Иван Ильич (Кацер) помог приобрести какую-то замысловатую вязальную машину для андрюшиной мамы… и мы укатили сначала в Братиславу, а потом в Кошице на гайковой президентской машине. Подробности иллюстрируются фотографиями и комментариями  


Из Праги в Братиславу отправляемся на машине президента Словацкой Академии В.Гайко



В Братиславе



 Между Братиславой и Кошицами



У входа на физический факультет
Университета имени Шафарика. В центре - профессор Сабо.



У входа в Институт Экспериментальной Физики Словацкой Академии Наук в Кошицах. В центре - доктор А.Зентко



У Кошицкого собора




Курс Валют Сегодня

Комментариев нет:

Отправить комментарий

BEETHOVEN - CHOIR

Gold Prices Today